СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 16"
Современное ДОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении.
Цель воспитательной работы в ДОУ: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.
Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности.
Задачи:
• укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• развитие художественных способностей детей;
• создание потенциальных возможностей посредством развития различных видов художественной деятельности;
• формирование духовных потребностей детей, родителей, педагогов через общение к искусству и природе.
Гипотеза: социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если:
- учитывается социально-педагогический потенциал микро социума;
- деятельность детей включает формирование первичных потребностей и
предпосылок освоения окружающего мира;
- социально-педагогические условия направлены на развитие у ребенка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей.
Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в ДОУ:
Главная задача коллектива ДОУ не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения данной задачи является воспитательная система ДОУ. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ОУ.
В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:
Принцип личностного подхода в воспитании.
Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ДОУ. Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают.
Отличительная черта воспитательного процесса в ДОУ - развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности личности, своего "Я". В ДОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Принцип интернационального воспитания.
Образ Мира у ребенка - Мир, частью которого является сам ребенок. Этот мир он осмысливает и переживает. Важнейшую роль в формировании образа Мира у ребенка и осознании себя в этом мире приобретает идея Малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве русской и марийской культуры, в ее региональном и территориальном проявлении.
Данный принцип реализуется через:
- создание развивающей среды ДОУ, ориентированной на национальную культур;
- разработку и реализацию педагогических технологий воспитания на основе
опыта русской и этнопедагогики;
-разработку воспитательно-образовательного процесса, адекватного приоритетным направлениям ДОУ.
Принцип деятельного подхода.
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.
Оценка образовательного процесса:
Основными показателями результативности ДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие:
- психологический климат в ДОУ;
- комфортность в ДОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;
- психологическая защищенность детей.
Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.
Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:
- личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; «Я -концепция»; воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);
- информационном (в зависимости от выбранной программы).
В основе воспитательной системы ДОУ лежит возможность:
- ранней диагностики;
-комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе;
- подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.
БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ:
Ценности:
• ребенок, как уникальная развивающаяся личность;
• педагог, как личность, носитель образования;
• командная работа, как основа достижения целей и успеха;
• стремление к качеству, совершенству;
• культура организации, взаимоотношений;
• семья - как основная среда личностного развития ребенка, сотрудничество с ней.
Миссия ДОУ:
Осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.
- Совершенствование охраны и укрепления психологического и физического здоровья детей.
- Построение тесного взаимодействия с семьей.
Причины, которые диктуют целесообразность выбора данной миссии:
- Содержание современного образования, направленное на развитие ребенка.
- Увеличение с каждым годом детей, имеющих отклонения в физическом и психологическом развитии, нуждающихся в коррекционной и профилактической помощи.
Стратегическая цель ДОУ: создать в ДОУ пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.